А.И. Куприн. Рассказ «Тапёр» Чудо рождества
Цели урока:
обучающие: закончить работу над рассказом А.И. Куприна «Тапёр»; познакомить с жанром рапсодия (на примере «Венгерской рапсодии» №2 Ф. Листа);
развивающие: отрабатывать навыки анализа произведения, продолжить работу над выразительным чтением учащихся;
- : воспитывать интерес к классической музыке; воспитывать у учащихся на примере героев рассказа благородство, душевную щедрость.
- Оборудование: учебник «Русская литература» - учебное пособие для 6-ого кл. / Т.Ф. Мушинская, Е.В. Перевозная, С.Н. Каратай. – Минск, 2009.
- мультимедийный проектор, ноутбук, презентация.
Ход урока
Слайд 1
- Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Дома вы дочитали рассказ «Тапёр, и сегодня на уроке мы закончим работу над рассказом А.И. Куприна: будем анализировать эпизоды, выразительно зачитывать фрагменты текста. Кроме того, мы познакомимся с некоторыми музыкальными терминами, послушаем рапсодию Ференца Листа, в конце урока разгадаем литературно-музыкальный кроссворд, и, надеюсь, каждый для себя сделает правильные жизненные выводы.
- Беседа по содержанию
а) актуализация прежних знаний.
Когда и где происходит действие в рассказе? (накануне Рождества в доме Рудневых)
Чего люди, особенно дети, ждут от Рождества? (подарков, чудес, сюрпризов…)
Учитель: Проанализировав рассказ «Тапёр», мы увидим, произошло ли чудо в Рождество 1885 года.
Какая традиция была в России в дворянских семьях на Рождество? (в знатных и богатых семьях устраивали музыкально-танцевальные вечера для детей).
б) анализ рассказа
Слайд 2
Действие рассказа происходит в большой московской семье Рудневых.
Какой изображена семья Рудневых? (Семья Рудневых принадлежала к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей. Дом Рудневых круглый год с утра до поздней ночи кишел народом”.)
Слайд 3
Какими чертами характера, заметными в поступках и словах, отличались сёстры Рудневы?
(Лидия Аркадьевна, старшая сестра, заносчивая, гордая, самолюбивая, с презрением относилась к младшим; Татьяна Аркадьевна добрая, спокойная, с ровным характером, умела улаживать внутренние междуусобицы; двенадцатилетняя Тиночка тоже добрая, но пока ещё очень эмоциональная, импульсивная, подвижная…)
Какое недоразумение случилось в канун Рождества в доме Рудневых?
(Накануне празднования Рождества выясняется, что долгожданный праздник не может состояться, так как забыли пригласить тапёра. Татьяна Аркадьевна, одна из сестёр Рудневых, даёт поручение Дуняше разыскать тапёра во что бы то ни стало).
Сейчас слово «тапёр» употребляется редко. Кто такой тапёр? Вспомните и объясните значение этого слова. (музыкант, играющий за деньги на танцевальных вечерах)
Слайд 4
Учитель: Горничная Дуняша, объездив пол-Москвы, разыскала всё-таки тапёра и привезла его в дом на праздник.
Прочитайте на стр. 100, каким изображён приехавший мальчик-музыкант .
(от слов «Сзади неё копошилась в тёмном углу какая-то маленькая фигурка, разматывавшая жёлтый башлык, окутывавший её голову»
до слов «Между тем маленькая фигурка… По первому впечатлению мальчику можно было дать лет одиннадцать-двенадцать»).
О чём говорят слова в описании мальчика «…он в неловкой выжидательной позе держался в своём углу, не решаясь подойти ближе»? Какие чувства испытывает мальчик?
(Он смущён, ведь его разглядывают с недоверием, может быть, даже откажутся от его услуг…)
Учитель: Мы прочитали, что мальчик был в мундирчике реального училища. Прочитайте внизу страницы 100 информацию об этом учебном заведении.
(в России до 1917 г. общеобразовательное учебное заведение без преподавания древних языков (в гимназиях они изучались), с преобладанием в учебном плане естественнонаучных предметов)
Учитель: Дети из богатых дворянских семей, как правило, обучались в гимназиях; в реальных училищах получали знания дети необеспеченных родителей.
Как отнеслись к приехавшему мальчику сёстры Рудневы? Прочитайте на стр. 101 – 102 в лицах (4 ученика: автор, тапёр, Лидия и Татьяна)
(самолюбивая Лидия Аркадьевна – с презрением, бессердечием и насмешкою, а Татьяна Аркадьевна и Тиночка – с пониманием и уважением)
Как держится мальчик во время этих расспросов? (вежливо отвечает, но потом глаза блеснули гневом и насмешкой, напряженная неловкость позы внезапно исчезла, и на дерзость Лидии он ответил достаточно резко: у него есть чувство собственного достоинства. )
Почему он с умоляющим видом просит позволения сыграть что-нибудь? (хочет, чтобы ему поверили)
А почему возникло сомнение в его способностях? (он слишком мал: на вид 11-12 лет)
Слайд 5
Как мальчик-тапёр играет? (… бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекала из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки.)
Как мальчик меняется во время игры? (И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным…)
Как слушатели воспринимают музыку? (Для маленького Юры чудом стало то, что хозяин дома похвалил его исполнение. « Какой мастер!», «Прекрасно играете!», « Прекрасно играете, голубчик! Большое наслаждение нам доставили»).
Учитель: «Когда реалист окончил рапсодию, Аркадий Николаевич первый захлопал в ладоши». Рапсодия - это музыкальное произведение, основанное на народных танцах, состоящее из двух частей: медленной и быстрой.
Почему мальчик выбрал сыграть рапсодию? (Это очень красивое, очень сложное предложение. Оно трудно для исполнителя, требует высокого мастерства, оно соответствовало настроению мальчика. Маленький музыкант, исполняя сложную рапсодию, хотел таким образом защитить себя от нападок Лидии Аркадьевны и показать, что его игра заслуживает уважения.)
Слайд 6
Кому принадлежат слова «Но ведь это безбожно заставлять его играть танцы»? (Аркадию Николаевичу)
Как эти слова характеризуют говорящего? (Аркадий Николаевич по достоинству оценил высочайшее мастерство и профессионализм маленького музыканта и пожалел мальчика.)
Прочитайте описание внешности приехавшего гостя – Антона Григорьевича (стр. 105-106).
Какие черты лица раскрывают характер этого человека? (всего замечательнее было его лицо: огромный лоб, изборожденный морщинами, тяжело смотревшие глаза.)
Слайд 7
(вместо физкультминутки – релаксация)
По просьбе приехавшего гостя мальчик-тапёр исполняет ещё раз рапсодию (звучит Rapsodie Hongroise № 2 Ф. Листа (9 минут) или её отрывок).
Слайд 8
Какими словами писатель передаёт талантливую игру мальчика и впечатление Антона Григорьевича от его игры? (прочитать: «Он заиграл сначала робко, неуверенно… то уже не увидел этого привлекательного и странного человека»)
Слайд 9
Учитель: Этим привлекательным и странным человеком оказался Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894) – выдающийся пианист, композитор, дирижёр, педагог и музыкально-общественный деятель. Посмотрите на портреты композитора: более ранний – кисти художника В. Перова и портрет, написанный семью годами позже художником И. Репиным.
Слайд 10
Антон Григорьевич Рубинштейн основал первую в России консерваторию в г. Петербурге.
Что произошло, когда Юра закончил играть?
(Аркадий Николаевич тихонько отдал ему деньги и отправил одеваться, договорившись заранее с Рубинштейном, чтобы мальчик поехал вместе с ним)
Слайд 11
Перечитайте последний абзац (стр. 108). Почему Куприн так закончил рассказ? (наверное, чтобы читатель мог пофантазировать, о чём говорили великий композитор и юный музыкант)
Слайд 12
Попробуйте догадаться, какие же «священные» слова сказал Юре композитор Рубинштейн в ту морозную рождественскую ночь? (ответы учащихся)
Слайды 13 – 18
Отгадав слова в кроссворде (а все эти слова встречались нам в тексте рассказа), мы узнаем то ключевое слово, которое обязательно должен был сказать А.Г. Рубинштейн Юре Азагарову.
1. |
А |
Н |
Т |
О |
Н |
||
2. |
В |
А |
Л |
Ь |
С |
||
3. |
П |
О |
Л |
Ь |
К |
А |
|
4. |
Т |
А |
П |
Ё |
Р |
||
5. |
Р |
У |
Д |
Н |
Е |
В |
|
6. |
Л |
И |
С |
Т |
- Имя Рубинштейна.
- Танец, при котором плавно кружатся пары.
- Быстрый по темпу танец.
- Музыкант, играющий за деньги на танцевальных вечерах.
- Фамилия хозяина дома.
- Композитор, автор «Венгерской рапсодии».
Слайд 19
- Обобщение учителя:
Да, наверное, слово «талант» А.Г. Рубинштейн сказал Юре, отзываясь о его музыкальных способностях.
Как вы думаете, а почему маленький талантливый(!) Юра был тапёром и зарабатывал на музыкально-танцевальных вечерах? (Скорее всего, он был из бедной семьи (учится в реальном училище!), родители не могли оплачивать музыкальное обучение сына, а мальчику нравилась музыка, он хотел играть.)
Слайд 20
У каждого человека есть талант, но его необходимо развивать, ибо путь к успеху долог, труден и тернист. Юра, чтобы не закопать свой талант в землю, подрабатывал тапёром и со временем стал известным в России композитором.
Слайд 21
А какое же всё-таки чудо произошло с ним в этот рождественский вечер? (это встреча с будущим учителем!)
Какие выводы вы сделали для себя из нашего урока? (стремиться к поставленной цели, добиваться, развивать свой талант)
(Можно при наличии времени показать учащимся восточную притчу «Всё в твоих руках»)
Слайд 22
- Домашнее задание
«Уроки французского» стр. 112- 118 (чтение и пересказ).
(Летом вы читали этот рассказ Валентина Распутина, мы изучать его будем на протяжении 4 уроков с просмотров фрагментов фильма, снятого по этому рассказу).